Музей писателя Д.Н.Мамина-Сибиряка

 

 
Сказка "Медведко" Д.Н.Мамина-Сибиряка  - слушать сказку по адресу:http://youtu.be/V6hXx6PPceY
 «Избы ставили по-раскольничьи: с высокими коньками, маленькими окошками, крытыми со всех сторон дворами. Эти почерневшие постройки кондового раскольничьего жила были известны под общим названием Кержацкого конца»(Д.Н.М.Сибиряк).  Весьма интересна история медного самовара, возвышающегося на столе в столовой комнате. Она тесно переплетена с судьбой молодой супружеской четы, изображенной на фотографии, красующейся на стенде “Они знали семью Маминых”. Это — Ермил Евстигнеевич и Александра Ивановна Огибенины. Оба молоды, в красивой одежде. На ней элегантное платье, на плечах — кашемировая шаль. Он в длинном кафтане, из-под которого видна косоворотка. Этот снимок молодой пары не случайно попал в экспозицию. Известно, что отец Дмитрия — Наркис Матвеевич был священником прихода Висимо-Шайтанского завода. В некотором роде он и помог, чтобы Ермил и Александра стали мужем и женой. Для этого ему пришлось окрестить молодого парня в православную веру, ведь иначе кержаку нельзя было вступить с возлюбленной в законный брак. А медный самовар, который ныне прописался в музее, священник вручил молодой чете в день венчания. Водогрей бережно передавали из поколения в поколение. И вот его хозяйкой стала внучка Огибениных — Алевтина Павловна Кравченко. Она и подарила его музею, как и фотографию дедушки с бабушкой.На столе подарочный самовар появлялся редко, в основном, по праздникам, хотя в нашей семье чай очень любили, — продолжила Алевтина Павловна. — Каждодневно ставили другой. А этот берегли как добрую память о семьи Маминых. Его я взяла в дом мужа. А преподнесли нам маминский раритет в день свадьбы. Как в свое время дедушке и бабушке. Когда в 1959 году открыли музей, я вернула самовар в его родное гнездо.
«Во власти золота» — художественный фильм по мотивам пьесы «Золотопромышленники», романа «Дикое счастье» и рассказа «Золотуха» Д. Н. Мамина-Сибиряка.
Производство: Свердловская киностудия
Год выпуска: 1957
Режиссер: Иван Правов
В ролях: 
Иван Переверзев, Инна Кмит, Виктор Чекмарев, Людмила Касьянова, Ефим Степанов
B доме золотопромышленника Тихона Кондратьевича Молокова шумно, с размахом, с цыганами отмечают масленицу. Все изрядно выпили, и когда градоначальник попытался "соблазнить" дочь хозяина Анисью, отец девушки разбил тому нос. Испугавшись последствий этого инцидента, Тихон Кондратьевич решил бежать из города. По совету друга Ивана Тимофеевича Засыпкина он берет псевдоним, а все имущество переписывает на жену. А после Засыпкин убеждает ту передать в аренду золотой прииск ему, в результате чего Молоков с дочерью остаются без средств. Поняв, что они обмануты, беглецы возвращаются, чтобы вернуть доброе имя и потерянный прииск.

«Промывка золота совершалась cамым первобытным способом: на берегу стоит деревянная площадка с чугунной продырявленной доской наверху, к ней приведена по канавке вода» (Д.Н.М.Сибиряк).


«Милые зеленые горы!... Когда мне делается грустно, я уношусь мыслью в родные зеленые горы, мне начинает казаться, что и небо там выше, и люди такие добрые, и сам я делаюсь лучше» (Д.Н.М.-Сибиряк). 

"Аленушкины сказки" 
Елена-Аленушка родилась больным ребенком. Врачи говорили "не жилец". Но отец, друзья отца, няня-воспитательница - "тетя Оля" вытащили Аленушку с "того света". Пока Аленушка была маленькой, отец днями, часами сидел у ее кроватки. Недаром ее называли "отецкой дочерью". 
Когда девочка начала понимать, отец ей стал рассказывать сказки, сначала те, что знал, потом начал сочинять свои сказки, стал их записывать, собирать. 
В 1897 г. "Аленушкины сказки" вышли отдельным изданием. Мамин-Сибиряк писал: "- Издание очень милое. Это моя любимая книга - ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальные". Эти слова оказались пророческими. Его "Аленушкины сказки" ежегодно издаются, переводятся на другие языки. О них много написано, из связывают с фольклорными традициями, уменьем писателя занимательно преподнести нравственные уроки. Куприн писал о них: "Эти сказки - стихотворения в прозе, художественнее Тургеневских".
Мамин-Сибиряк в эти годы пишет редактору: "Если бы я был богат, то посвятил бы себя именно детской литературе. Ведь это счастье - писать для детей"
 

Мамин-Сибиряк Дмитрий сказки

Читать сказки по адресу:
http://www.skazk.ru/catalog/authors/dmitrij-mamin-sibirjak/
 
Легенды 
Меньше знакомы нашим читателям легенды Мамина-Сибиряка. У писателя был давний интерес к народным легендам, особенно к тем, что созданы коренным населением Урала и Зауралья: башкирским, татарским, Раньше часть коренного населения называлась киргизами (они упоминаются в легендах Мамина-Сибиряка). В 1889 г. он писал в общество Российской словестности: "Мне бы хотелось заняться собиранием песен, сказок, поверий и других произведений народного творчества", просил дать ему на это разрешение. Разрешение ("Открытый лист") было дано Мамину-Сибиряку. У писателя были большие планы. 
Он хотел написать историческую трагедию про хана Кучума, но не успел. Он написал только пять легенд. Они вышли отдельной книгой в 1898г., которая позже не переиздавалась. Часть легенд входит в собрание сочинений Мамина-Сибиряка. Детям же известна только одна легенда "Ак-Бозат". В легендах сильные, яркие герои, их любовь к свободе, просто любовь. Легенда "Майя" явно автобиографична, т.к. ранняя смерть героини, оставившей маленького ребенка, бесконечное горе главного героя, любившего жену. Это его - Мамина-Сибиряка песнь о любви, о тоске по умершей любимой. 
Легенды кажутся народными, но Мамин-Сибиряк взял у народа только язык, обороты речи. Придет время, и все легенды Дмитрия Наркисовича станут доступны читателям-школьникам. 

Святочные рассказы и сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка 
Сын священника, человек верующий - Мамин-Сибиряк писал и для взрослых и для детей святочные, рождественские рассказы и сказки. После 1917 г. их не печатали, т.к. эти рассказы и сказки невозможно было увязать с именем писателя-демократа, со временем борьбы с религией. Из этих сказок пока только одна опубликована "Черная армия" ("Рождественские истории".Минск, 1991) о том, как в новогоднюю ночь в пустой типографии буквы выскочили из своих касс и спорили с типографскими машинами, кто важнее. Мышь, свидетельница спора, убедила всех, что черные буквы (печатное слова) важнее всех, что их армия - "величайшая и самая победоносная из всех армий". 
В святочных рассказах и сказках Мамин-Сибиряк проповедует идеи мира и согласия между людьми разных национальностей, разных социальных слоев, людей разного возраста. Они написаны с юмором, оптимизмом. Может быть эти рассказы и сказки будут возвращены сегодняшним читателям, как сказка "Черная армия". 
Мамин-Сибиряк мечтал написать детям книги о русской истории. Из письма матери (1895г.) Хочу написать русскую историю в форме путешествия, но первые же очерки были запрещены цензурой за "дух свободы". 

http://u.to/SMAnAQ